Инструменты для изготовления цветов из ткани (бульки)  

бульки (диаметр от 3 мм до 3 см)

Основной набор

одинарный нож (осн. наб-р)

двойной нож (осн. наб-р)

узкая пяточка (осн. наб-р)

широкая пяточка (осн. наб-р)

крючок (осн. наб-р)

Наши подушки - пористая резина

фильера (осн. наб-р)

Убедительно прошу обратить Ваше внимание на то, что приведенный ниже текст является интеллектуальной собственностью автора, защещен авторским правом и любое его использование полностью или частично возможно только с письменного разрешения.

Мои дорогие цветочницы, рада представить вашему вниманию одну из глав моей новой книги, которая надеюсь, будет полезной вам в вашем творчестве...

На данный момент Вы находитесь лишь в начале невероятно интересного пути и постигаете азы старинного искусства. Полагаю, что тем, кому захочется продвинуться в изготовлении цветов дальше и освоить другие, еще более сложные техники, эта информация окажется необходимой, так как в работе с ними необходимо знать об инструментах все их возможности, а их немало.
В настоящее время мы используем в работе совершенно разные наборы, которые дополняют друг друга и расширяют вариативность обработки одного и того же цветка. К примеру, мак - цветок который можно обработать десятком вариантов, каждый из которых сделает его неповторимым.
В своей работе я использую три набора для изготовления цветов: основной набор, дополнительный набор и набор «японские ножи», а также три подушки разной плотности. Каждый инструмент вставляется в паяльник вместо жала, эта конструкция очень удобна в использовании, т.к. работают такие инструменты от электросети и имеют постоянную температуру нагрева, которую можно регулировать двумя разными способами. В Европе инструменты остужают в работе, имея рядом с работающим паяльником стаканчик с холодной водой и периодически, чтобы инструменты не перегревались, опускают в него краешек бульки или ножа на несколько секунд чтобы сбросить температуру, обучаясь в Японии, я увидела другой, более удобный способ. Там инструменты остужают благодаря небольшому махровому полотенцу сложенному в несколько слоев, смоченному водой и хорошо отжатому. Его удобно держать рядом с собой и периодически ставить на него перегретую бульку, помимо его прямого назначения, в полотенце можно закладывать лепестки перед обработкой, чтобы слегка увлажнить их, а также вытирать руки от клея при сборке цветка.
Как понять насколько нагрелся инструмент и как узнать не перегрелся ли он? Все очень просто, проверьте на мокром полотенце или стаканчике с водой, если при попадании на воду инструмент шипит, значит он готов к работе и его температура удовлетворяет нашим ожиданиям, а если вода вокруг инструмента взрывается, это значит, что инструмент перегрет и его следует остудить чуть дольше задержав в воде. Вместе с этим можно отключить паяльник из сети и продолжая работать, включить его снова через пару минут.
Тоже следует сделать при смене инструментария, менять инструменты можно в горячем паяльнике, совсем не обязательно прекращать работу над цветком, достаточно лишь отключить паяльник от сети, вытащить плоскогубцами уже отработавший инструмент и вставить следующий, затем включить его в сеть и немного подождать. Обычно достаточно пары минут, чтобы следующий инструмент был готов к работе. Учитывайте, что дольше всех нагреваются крупные бульки, маленькие инструменты греются гораздо быстрее.
Сам собой напрашивается вопрос о подставке под инструменты и паяльник, из собственного опыта скажу, что такие помощники неудобны в использовании. Гораздо удобнее завести огнеупорную тарелку, на которую Вы будете класть горячий паяльник и отработанные бульки, а также выкладывать на нее все необходимые инструменты для работы с цветком. Хранить инструменты удобнее всего в тканевой косметичке или небольшой коробочке.
Прежде чем начать рассказ о каждом инструменте в отдельности, остановлюсь подробнее на подушках. Для работы Вам понадобятся три разновидности резиновых подушек: жесткая, полужесткая и мягкая. Каждая подушка работает по своему, их нужность обусловлена, тем, что разные инструменты на разных подушках, оставляют свои по форме и глубине оттиски на ткани. Здесь все зависит от цветка, который Вы делаете, и Вашего видения конечного результата.

Мягкая подушка – высокая квадратная подушка высотой 20 мм из упругой, пористой резины, размером примерно 20 на 20 см. В основном предназначена для работы с круглыми элементами. Заменить ее можно песочной или солевой подушкой, которую несложно сделать самостоятельно. Для этого нужно сшить небольшой мешочек из плотной натуральной ткани и наполнить его просеянным песком или солью таким образом, чтобы в мешочке оставалось немного места. Подобную подушку можно заменить и куском поролона обшитого хлопком, но подобная подушка недолговечна и ее придется часто менять. Есть и еще один нюанс, такая подушка плохо резонирует и края круглых деталей, обрабатываемых бульками, получаются мятыми.

Полужесткая подушка – подушка из пористой резины высотой от 8 до 12 мм, размером примерно 15 на 25 см. Подобная поверхность в обработке цветов считается универсальной, т.к. чаще всего используется. Она удобна как в работе с ножами, так и с другими обрабатывающими поверхностями, а также в работе с небольшими бульками.
Как я уже говорила выше, такую подушку легко заменить ковриком для компьютерной мыши. Разрезать коврик пополам, сложить лицевыми сторонами внутрь и обшить любой натуральной тканью в один слой. Такая подушка прослужит куда меньше резиновой, но все же станет хорошим альтернативным вариантом.

Жесткая подушка - подушка из жесткой резины высотой от 8 до 12 мм, размером примерно 15 на 25 см. Предназначена для работы исключительно режущими поверхностями – ножами, пяточками и т.д. Заменить такую резину можно старенькой книгой или журналом, обернутой кусочком натуральной ткани.
Следует отметить, что каждую подушку в обязательном порядке необходимо обшить кусочком тонкой натуральной ткани в один слой, ткань при этом должна быть гладкой, без рубчика. В два слоя ткани, подушки желательно не обшивать, так как практика показала, что инструменты, работающие на таких подушках, плохо обрабатывают лепестки и листья цветка.
Теперь поговорим об инструментах.
В настоящее время предложений о покупке инструментов огромное множество и каждый может без труда обеспечить себя оборудованием для изготовления цветов из ткани. Однако вопросов при приобретении начинающими и продвинутыми пользователями инструментов здесь гораздо больше чем ответов.

Итак, начнем с основного набора. Уже в названии обозначена его значимость для цветочника. Именно инструментами из основного набора мы учимся делать цветы, он кладет начало Вашего мастерства и предназначен для изготовления всех цветов, которые Вы захотите сделать в будущем.
Обычно такой набор насчитывает в себе от 14 до 18 инструментов, 8-12 инструментов – это бульки, а все остальное – режущие поверхности. Фотографии подобного набора Вы можете увидеть в начале.

1-8 – Бульки – это круглые шарики разных диаметров от 3 мм до 3 см. Предназначены подобные инструменты в основном для изготовления круглых поверхностей, а также для обработки розовых лепестков на мягкой подушке. Маленькие бульки пригодятся Вам для изготовления незабудок, ландышей, французских розочек, левкоев и других маленьких цветов, так любимых невестами. Также маленькими бульками обрабатываются края мака, ириса, пиона и других крупных многолепестковых цветов. Лепестки при обработке бульками приобретают неповторимый объем и движение. Подобная обработка нуждается в полужесткой подушке.
В руках профессионального мастера тандем: подушка плюс булька, творит чудеса. Мало знать назначение инструментов, нужно знать и уметь управлять ими. В работе существует огромное количество перехватов подушки при воздействии на нее булькой, когда при почти одном и том же касании и движении булькой по подушке, получаются абсолютно разные лепестки и цветы впоследствии.

9 – Одинарный нож (усеченный) - специализированный инструмент для работы на жесткой или полужесткой подушке. Его назначение нарезать жилки и гофрировать поверхности. Нож работает движением как от себя, так и к себе на разных цветах. И в том и в другом случае при работе с ножом получаются разные результаты. Например, на лепестках при обработке хризантемы мы можем работать как движением от себя, создавая при этом лаконичные, вытянутые линии, так и к себе, делая упор на кончик ножа. При такой обработке в конечном итоге мы получим игольчатую шарообразную хризантему. При этом крутизна лепестков будет зависеть и от выбранной для обработки подушки и от усилия нажатия на инструмент.

10 – Двойной нож (усеченный) - специализированный инструмент для работы на жесткой или полужесткой подушке. А также единственный инструмент, который обрабатывает центральную жилку на листьях. Нож работает как от себя, так и к себе. Дает великолепные результаты при обработке хризантем на жесткой и полужесткой подушках, листьев розы, орхидеи, крыльев бабочки.

11 – Узкая пяточка - специализированный инструмент для работы на жесткой или полужесткой подушке. Незаменима в изготовлении хризантем и фантазийных цветов, а также фантазийных элементов в европейской технике и лилий, подсолнухов и других цветов в японской технике изготовления цветов. Требует отточенных движений, работает на подушках всегда только от себя. Имеет центральную рабочую часть и крайнюю поверхность, которая дает красивый поворот лепестков при обработке края.

12 – Широкая пяточка - специализированный инструмент для работы в основном на жесткой или полужесткой подушке. Уникальный инструмент, который нравится и новичкам и профессионалам, он легок в применении и дает великолепные результаты, как в обработке крупных лепестков, так и при изготовлении небольших цветов. Легко заменяет собой бульки диаметром 5, 8 и 10 мм. Оставляет за собой протяжные объемные линии. Его часто используют на полужесткой и мягкой подушках для гофрировки краев лепестка на цветах мака, ириса, канны, гладиолуса, пиона. Незаменима при изготовлении листьев.
При изготовлении листвы в классической манере, всегда используются три инструмента: двойной нож для центральной жилки, одинарный нож для нанесения жилок на листе и заключительным аккордом всегда выступает широкая пятка. Именно этот инструмент придает натуралистичность искусственному листу. Работает на подушках всегда только от себя, в использовании рекомендуется перекатывать при обработке. Движения мастера, при работе с пяткой, должны быть неспешными. Имеет центральную рабочую часть и крайнюю поверхность, которая дает красивую гофрировку и легкие замятости лепесткам.

13 – Крючок - специализированный инструмент для работы на жесткой или полужесткой подушке. Сложный на первый взгляд крючок идеальный инструмент для обработки лилий и роз. Именно он придает лепестку розы его неповторимые отвороты, а лилиям естественный объем. Крючок, инструмент, который работает одновременно в разных направлениях, то есть при работе с ним основное движение инструментом от края лепестка к центру поступательное, вперед-назад, при этом инструмент мастер не отнимает от лепестка, а скользит внутрь лепестка розы или от края к центру лепестка на лепестке лилии постепенно. Основная задача здесь работать инструментом плавно, чтобы обрабатываемая поверхность аккуратно подкручивалась вверх, и на ткани не оставалось мелких дорожек от обработки.

14 – Фильера - специализированный инструмент, предназначенный для изготовления трубчатых деталей. Не нуждается в подушках, так как работают с этим инструментом весьма необычно. Для изготовления стеблей необходимы две свободные руки, поэтому паяльник с горячей фильерой необходимо либо закрепить в тисках на столе, либо зажать между коленными чашечками, второй способ мастера используют чаще всего.
Для производства фильерных трубочек чаще всего используются плотные ткани, такие как атлас и крепдешин, реже органзу и другие тонкие материалы. Главное помнить, что для производства стеблей, ткань необходимо прожелатинить.
Рецепт прост: 3 чайные ложки желатина залить в небольшой емкости 350 мл. холодной воды и дать настояться этому раствору не менее 30 минут. Затем, посуду с раствором необходимо поставить на водяную баню, и постоянно помешивая, нагреть до полного растворения комочков, но не доводить до кипения!
Раствор готов, можно желатинить ткань. Опустить кусочек ткани в горячий желатин и дать ткани полностью пропитаться. Затем вынуть ткань из раствора и не отжимать, а лишь пропустить ткань между большим и указательным пальцами, слегка нажимая на ткань, снимая излишки желатина в кастрюльку.
Теперь лоскуток ткани нужно аккуратно расправить и повесить над ванной на тонкую нитку или леску в один ряд, закрепив ткань булавками за края и дать высохнуть.
После просушки ткани, она нарезается по косой длинными лентами шириной не более 1 см. На конце ленты шилом прокалывается отверстие, в которое вставляется тонкая проволока. Затем аккуратно, проволока с тканевой лентой медленно пропускается сначала в самое широкое отверстие, а затем по очереди во второе, третье и четвертое.
Такие трубочки используются в качестве стеблей для цветов, но главное их назначение – это декоративное оформление композиций. Для того чтобы изготовить эффектный элемент, нужно собрать несколько трубочек в небольшую кучку, к одному из концов привязать небольшой кусочек проволоки и задекорировать место соединения гофрированной бумагой. Этот декор выигрышно дополнит любой цветок и текстильный и шелковый.

Дополнительный набор – из его названия следует ответ. Этот набор дополняет основной, помогает мастеру в изготовлении мелких деталей, расширяет его возможности, облегчает его труд, экономит время. Прочитать о нем, вы сможете воспользовавшись другой ссылкой:))

Совет мастера: При работе с инструментами, вставляющимися в паяльник вместо жала, следует учитывать, что металл при нагревании расширяется, и та булька, которая прекрасно вошла у Вас в паяльник холодной, в горячем паяльнике может сесть более плотно. Чтобы у Вас не было проблем со сменой инструментария во время работы, следует обработать черенки у инструментов грифелем простого карандаша.

Совет мастера: Несколько полезных советов, которые следует соблюдать при выборе инструментов для изготовления цветов:
1. Ваш комплект должен быть изготовлен из латуни. Этот металл не прилипает к ткани в работе и не оставляет грязных следов на ткани.
2. Желательно чтобы каждый инструмент имел свою ножку.
3. Одинарный и двойной ножи могут быть любой конфигурации: усеченными или круглыми, главное чтобы они были небольшими.
4. Инструменты должны вставляться в паяльник, а не накручиваться на него, так как это слишком удлиняет рабочую поверхность и работать такими инструментами сложнее.
5. Помните, подушки не менее важны, чем инструменты. От правильно подобранной подушки зависит 50% Вашего успеха. Ведь формула красивого цветка – это правильные инструменты плюс Ваше мастерство.

Главная страница
Дополнительный набор
Японские ножи

Hosted by uCoz